2025-07-31
Живой звук: это одновременно невероятно увлекательно и ужасно страшно. У вас есть возможность сделать выступление звучащим великолепно, но у вас есть только один шанс.
Если всё пойдет действительно хорошо, вы станете звуковым гением, но если нет – у вас на руках может оказаться группа очень злых музыкантов.
И поскольку каждая площадка уникальна со своей акустикой помещения, сложно всегда добиться идеального результата.
Как общее правило: быть удобным в работе, тренированным слушателем, знать свое звуковое оборудование и уметь поставить себя на место ваших артистов – это проложит вам долгий путь в мире работы с живым звуком.
Мы все помним наш первый опыт работы с живым звуком, и для подавляющего большинства из нас наша карьера звукорежиссера – это череда взлётов и падений.
В этой статье мы обсудим несколько ценных советов, которые помогут вам улучшить свои навыки работы с живым звуком.
Для любого звукорежиссера живого звука крайне важно знать свое оборудование. Вы должны знать, как работать именно с этим микшером, понимать, как работают эффекты и компрессия, и какой тип микрофона лучше использовать в каждой конкретной ситуации.
Когда вы оглядываетесь вокруг на всё звуковое оборудование в помещении для сведения, вы должны знать, что это, для чего оно предназначено и как работает.
Не забывайте, что руководство пользователя можно скачать практически для любого звукового оборудования. Поэтому если вы не уверены в работе конкретного микшера или как работает какая-то единица оборудования, найдите мануал и разберитесь, как им пользоваться.
Можно стать очень искусным в критическом слушании. Критическое слушание (также известное как активное слушание) – это умение слышать тонкие, различимые на слух особенности звука и музыки.
Например, умение слушать только бас и определять, когда его слишком много (“бубнящий” звук), или слушать высокие частоты и определять наличие нежелательных резких звуков – это важный навык для звукорежиссера живого звука.
С практикой можно натренировать свои уши и стать лучше в восприятии более тонких звуковых эффектов.
При настройке системы озвучивания (PA) и сцены для живого звука может помочь прослушивание через систему музыки, которую вы хорошо знаете.
Слушая хорошо знакомую вам музыку, вы можете убедиться, что всё звучит так, как должно.
Каждая площадка уникальна. У некоторых площадок будет отличная акустика, и звук будет прекрасным, в то время как другие помещения будут иметь множество акустических мод и не будут хорошим местом для прослушивания музыки.
Бессмысленно бороться с плохой акустикой помещения. Гораздо важнее научиться работать с любым помещением и его акустикой.
Внимательно слушайте свои референсные треки в помещении и прислушивайтесь к любым проблемам. Если акустика помещения работает против вас, не всегда возможно добиться отличного сведения, поэтому стремитесь к разумному компромиссу. С опытом вы научитесь хорошо работать с любой акустикой.
Если вы работаете со звуком для группы с ведущим вокалом, то это то, что будут слушать все. Всё остальное должно располагаться вокруг ведущего вокала или ведущих инструментов.
Всегда следите за тем, чтобы публика могла слышать ведущий вокал. Используйте частотный анализатор для выравнивания звука в зале, пока не будете довольны результатом. Вы можете следовать стандартным протоколам эквализации помещения, чтобы помочь в этом.
Звуковые измерители (метры) – это замечательные инструменты, которые помогают понять, что происходит.
Хотя здорово полагаться на свои уши, они могут уставать, и в условиях давления при работе с живым звуком звуковые измерители – ваш друг.
Лично я считаю, что звуковые измерители отлично помогают укрепить уверенность в себе как звукорежиссёра. Это как иметь под рукой калиброванную и надежную вторую пару ушей.
Так важно знать, с каким типом микрофона вы работаете.
Некоторые опытные звукорежиссеры живого звука имеют свою личную коллекцию микрофонов, которую привозят на выступление на случай, если им понадобится определенное звучание.
Знание того, какой тип микрофона вы используете и как добиться от него наилучшего звучания, крайне важно для получения хорошего живого звука.
Мониторы (мониторная линия) – это громкоговорители, расположенные на сцене и направленные на музыкантов. Сценические мониторы позволяют музыкантам слышать то, что они играют на самом деле.
Очень важно правильно разместить сценические мониторы, так как это обеспечит хорошее выступление ваших музыкантов и уменьшит интерференцию и паразитную засветку от основных колонок PA.
Когда я начинал работать звукорежиссером, инженеры живого звука и студийные звукорежиссеры считались двумя совершенно разными типами людей с совершенно разными наборами навыков.
Сегодня важно, чтобы звукорежиссеры живого звука знали, как сводить в студии. Так много артистов теперь хотят записывать свои выступления, и умение хорошо записывать и сводить живой звук даст толчок вашей карьере.
Понимая студийное сведение, вы расширите свои навыки в новую область и улучшите свое сведение живого звука.
Чтобы выступление прошло гладко, очень важно понимать, что слышат ваши музыканты.
Как часто вы видели музыкантов на сцене, кричащих звукорежиссеру: “Добавь мне!”?
Если сценические мониторы расположены неправильно или звучат слишком тихо, музыканты не слышат себя или выступают плохо, и в итоге винят в этом звуковиков.
Слушая то, что слышит артист (например, выйдя на сцену и встав на его место), вы можете понять, что он слышит, и как изменить микс, чтобы дать ему то, что он хочет, не испортив звук для остальной публики.
В конце концов, именно артисты платят зарплату техникам живого звука.
Если вы сделаете всё возможное, чтобы ваш артист чувствовал себя максимально комфортно, он начнет зависеть от вас и доверять вам.
Когда дело касается живого звука, счастливый артист равен счастливому звукорежиссеру. Поэтому обеспечьте им воду, пространство, хороший уровень в мониторах и всё остальное, что им может понадобиться для комфорта и наилучшего выступления.
Если им комфортно на сцене, это отразится на живом звуке и значительно облегчит вашу работу.
Работа с живым звуком – это захватывающий опыт. Требуется огромное мастерство, чтобы быть уверенным в своем звуке и знать, как сделать правильный уровень звука для всех – от ваших артистов до публики.
Практика – лучший способ стать хорошим в работе с живым звуком. И чем больше у вас опыта работы с живым звуком, тем лучше вы будете понимать акустику площадки и то, как получить максимум от ваших музыкантов.
В конце концов, работа с живым звуком – это среда высокого давления. Хотя вы получаете место в первом ряду на лучших концертах, вы тоже должны выступать, и умение создавать высококачественный живой звук – это как приобретаемый навык, так и форма искусства.