2025-05-26
Манипулирование частотным спектром является одним из важнейших навыков в звукозаписи и сведении. В этой статье мы объясним различные типы эквалайзеров, которые можно использовать в миксе, а также поделимся советами о том, как извлечь из них максимум пользы.
Эквализация (часто сокращается до «EQ») — один из ключевых инструментов в арсенале звукорежиссёра на этапах записи, сведения или мастеринга. В этой статье мы рассмотрим различные типы эквалайзеров, объясним их применение, а также дадим рекомендации по частотам, которые могут быть наиболее полезны для работы с распространёнными инструментами.
Термин «эквализация» возник в эпоху развития телефонии, где он описывал процесс коррекции тональных искажений, вызванных потерями в длинных телефонных линиях. Сегодня этот термин охватывает все виды аудио-«тональных» регуляторов. Проще говоря, эквалайзер — это частотно-избирательный фильтр, который может ослаблять или усиливать уровень определённых частот в аудиоспектре. Простейший эквалайзер состоит из одного конденсатора и резистора. Если резистор включён последовательно, а конденсатор соединяет выход с землёй, получается фильтр верхних частот (также называемый «low-pass»), который отсекает высокие частоты — подобно регулятору тембра на электрогитаре. Если конденсатор включён последовательно, а резистор соединён с землёй, получится фильтр нижних частот («high-pass»), отсекающий низкие частоты.
При отсутствии дополнительной нагрузки такие схемы имеют наклон 6 дБ/октаву (уровень сигнала снижается на 6 дБ за каждую октаву ниже частоты среза). Эти пассивные схемы могут только ослаблять частоты, но не усиливать их. Для усиления требуется активная схема, как в эквалайзере Питера Баксандалла, который позволял регулировать низкие и высокие частоты. Его схема до сих пор лежит в основе многих микшерных эквалайзеров.
Фильтр нижних частот с наклоном 6 дБ/октаву ослабляет сигнал на 12 дБ через две октавы, на 18 дБ через три и т.д. Для более крутого спада (например, 12 дБ/октаву) можно использовать два последовательных фильтра. Однако при усилении это может вызвать клиппинг. Более практичны полочные («shelving») эквалайзеры, где усиление стабилизируется после частоты среза, что снижает риск искажений.
Для работы со средними частотами (например, для уменьшения «бубнения» акустической гитары) используется полосовой («band-pass») или пиковый («peak») эквалайзер. Он позволяет усиливать или ослаблять узкий диапазон частот. Ширина полосы определяется параметром «Q»: чем выше Q, тем уже диапазон. Параметрические эквалайзеры позволяют регулировать частоту, усиление и Q, что даёт точный контроль.
Графический эквалайзер состоит из множества фиксированных фильтров (часто с шагом в октаву или её долю), управляемых слайдерами. Форма кривой EQ визуализируется положением слайдеров. Такие эквалайзеры популярны в живом звуке для быстрой коррекции акустики помещения.
Аналоговые эквалайзеры вносят фазовые сдвиги, которые могут влиять на звучание. Цифровые эквалайзеры бывают двух типов: минимально-фазовые (имитируют аналоговые искажения) и линейно-фазовые (без фазовых сдвигов). Первые лучше подходят для творческого тонирования, вторые — для точной коррекции.
Бас-гитара: Низы — 60–80 Гц, атака — 700 Гц – 1 кГц.
Вокал: Полнота — 120 Гц, «бум» — 200–240 Гц, сибилянты — 7,5–10 кГц.
Ударные: Атака малого барабана — 2 кГц, томы — 5 кГц.
Исправляйте проблемы на этапе записи — усиление отсутствующих частот добавит шум.
Эквализируйте в контексте микса.
Используйте high-pass фильтры для экономии динамического диапазона.
Узкие срезы и широкие усиления работают лучше.
Экспериментируйте с разными эквалайзерами для уникального звучания.
Мэтт Хоутон